Крещение Господа и Спаса нашего
Иисуса Христа – Святое Богоявление
В чем смысл праздника крещения Господня
До тридцатилетнего возраста Иисус Христос жил со Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом в маленьком городке Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотницком деле, Спаситель ничем себя не проявлял, и люди считали Его за одного из детей Иосифа.
В те времена вести проповедническую деятельность разрешалось только с тридцатилетнего возраста, поэтому Иисус Христос ждал этого срока.
Когда пришло время Ему начинать свое служение, в особом видении Бог повелевает Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, призвать весь народ к покаянию и креститься в Иордане в знак их желания очиститься от грехов. Люди входили в воды Иордана и вода как бы омывала эти исповеданные грехи – в этом состояло крещение покаяния.
Тогда же состоялось и крещение Иисуса Христа. Вот что об этом пишет Евангелие от Матфея:
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Христос настоял на крещении не потому, что Сам имел нужду в нем, но для того, чтобы исполнить всю правду, т. е. освятить водное естество и подать нам образ и пример Крещения.
Праздник Крещения Господня также называется Богоявлением, потому что в момент крещения Иисуса Христа миру была явлена Троица: Бог Отец говорил с небес о Сыне, Сын крестился от святого Иоанна Предтечи, а Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Особенность Крещения
Особенность праздника Крещения Господня заключается в том, что совершаются два великих водоосвящения, называемые так в отличие от малого, которое может совершаться в любое другое время.
Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда, возвращающего нас к событиям двухтысячелетней давности, когда Господь, войдя в воды Иордана, освятил их своею плотию, и она стала способной омывать грехи людей.
При освящении воды читаются удивительные по силе и красоте молитвы, которые не могут не тронуть сердца любого верующего человека.
Насколько Велико это событие, можно понять по тому, что спустя две тысячи лет после евангельских событий, в этот день по-прежнему становятся святыми все воды на земле. Воды, способные дать не только жизнь временную, но и вечную. Вот почему мы приобщаемся к ним благоговейно, с трепетом.
Крещенская вода
Крещенская вода называется еще Великой Агиасмой (по-гречески святыней). Особым свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, в случае нехватки святой воды, ее добавляют в обычную, и тем самым пополняют ее количество.
Святую воду принимают натощак после утренних молитв. Но в болезни, душевной скорби, при нападениях злых сил святую воду можно пить в любом количестве в любое время. Воду вливают в пищу, ею окропляют жилище, включая даже самые «нечистые» места.
Нужно помнить, что освященная вода – это святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе соответственного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее нужно в отдельном месте, лучше всего рядом с иконостасом.
К сожалению, нередко приходится видеть, как люди набирают Крещенской воды канистрами, но при этом не потратят и пяти минут, чтобы побывать на праздничном богослужении.
О том, какую великую силу имеет святая вода, говорят такие примеры:
Преподобный Амвросий Оптинский послал бутылку святой воды смертельно больной женщине. К изумлению врачей неизлечимая болезнь отступила.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской(Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». В случае сильной болезни старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.
Крещенские «купания»
К празднику Крещения на водоемах специально вырезаются проруби-иордани в виде креста, возле которых священники читают водосвятные молитвы.
По сложившейся традиции именно в этих прорубях омываются все желающие. Следует сказать, что эти купания прямого отношения к празднику не имеют, не являются обязательными. Главным для христианина в этот день является не купание, а присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, вкушение крещенской воды.
Крещенские заблуждения
Нередко даже верующие считают, что вода, которую освящали 18 января в Крещенский сочельник, менее святая, чем вода, освященная на следующий день, в праздник Богоявления. Это глубокое и кощунственное заблуждение. Два водоосвящения, которые проводятся в праздник Крещения, проводятся одинаковым чином, а потому абсолютно равнозначны и равносильны.
К сожалению, многие считают, что купание в проруби на Крещенье полностью снимает с них все грехи. Это не так. Купание в проруби – это старинный добрый народный обычай, но который не является церковным таинством. Оставление от грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
Порой люди задаются вопросом: бывают ли случаи, когда святая вода не помогает? Вот что на этот вопрос ответил святитель Феофан Затворник: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, - имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».
Остается лишь добавить, что, если человек ничего не делает для изменения своей жизни для Бога, не отказывается от греха, и не кается, никакая святая вода не сможет его изменить. Спасение – это дело, которое совершается только в союзе Бога и человека.